Поддержи любимый сайт.
Дерек Принс: Воспроизводство, а не преемственность
15/05/2012
Дерек Принс: Признаки истинного апостола
15/05/2012
Показать все

Дерек Принс: Мобильное служение — апостолы

В первой части этой книги мы рассмотрели сущность Церкви как Божьего удела и особенного народа. Во второй части мы изучили семь образов Церкви, изложенных Павлом в Послании Ефесянам. Затем, в третьей части мы рассмотрели общую структуру Церкви, как Вселенской, так и поместной. Прежде всего, я посчитал необходимым разобраться в том, кто и что является Церковью. Перед тем как изучать методы, образцы и принципы руководства, по которым строится Церковь, мы должны убедиться в том, что знаем, что именно мы строим. Мы должны строить мудро на правильном основании, о чем предупреждал Павел в третьей главе Первого послания к Коринфянам.

Теперь мы переходим к изучению основных служений или лидерства Церкви. Конечно, здесь будут некоторые совпадения между функциями апостолов и старейшин, рассмотренных нами ранее. Однако теперь мы будем их изучать, в основном в контексте природы этих особых призваний и в контексте повседневной церковной жизни.

Изучая лидерство, я нашел, что его удобно разделять на две группы: мобильные и стационарные служения. Начнем с мобильных служений.

 

Мобильные служения

Возможно, вы удивитесь, узнав, что большинство служений в Церкви являются мобильными. Церковь никогда не предназначалась к тому, чтобы обустроиться и стать солидной организацией, какой она зачастую становится сегодня. Служители Ранней церкви постоянно приносили Евангелие в новые земли и в духовные пустыни. Частично это происходило благодаря особому вниманию и поддержке, которые оказывались мобильным служениям. Есть определенные служители, которые никогда не познают оседлого, спокойного существования, в котором находит удовольствие большинство из нас, потому что в их сердце Бог сделал их мобильными. Чтобы оставаться в одном месте, нужны посвящение и сила, однако и для того чтобы следовать за видением, которое постоянно движется за горизонт, тоже необходимы посвящение и сила, только иного рода.

Церковь без мобильных служений не оказывает влияния на мир, потому что они не привязаны к той или иной местности, а могут действовать повсеместно во Вселенской Церкви. Они доступны всем частям Церкви повсюду. Давайте снова посмотрим на главный перечень этих служений, данный в Послании Ефесянам 4:11:
И Он (Иисус) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями (буквально «пастухами») и учителями.

По сути, из пяти служений, перечисленных здесь, стационарным является лишь пастырское, а остальные главные служения являются мобильными: апостолы, пророки, евангелисты и учителя. В этой главе темой нашего исследования будут апостолы.

Когда я, будучи ребенком, в течение десяти лет учился в частной школе, то был обязан посещать церковь ежедневно: один раз в рабочие дни и дважды в воскресенье. Всего выходило восемь раз в неделю. Из моей памяти никогда не изгладятся витражи из цветного стекла, изображающие разных Библейских персонажей. Например, Иисус в плотницкой мастерской и двенадцать апостолов. Судя по изображению, никому из них не было менее пятидесяти лет. У них были всклокоченные бороды, длинные седые волосы и морщинистые лица. Когда вы посещаете такие церкви, то у вас складывается впечатление, что место в церковном лидерстве есть лишь для тех, кто вот-вот должен перейти в жизнь иную. Это совершенно искаженное представление. Внимательно изучив Новый Завет, вы сможете убедиться, что все апостолы, которых Иисус призвал во время Своего земного служения, были молодыми людьми, они еще даже не достигли среднего возраста.

Однако, в церкви, которую я регулярно посещал, все было именно так. Поэтому мое представление о Боге было примерно такое же. Я представлял Его довольно сердитым и ворчливым стариком с длинной седой бородой, сидящим в Своем кабинете в конце длинного коридора. Кто бы захотел, крадучись на цыпочках, пройти по скрипучему полу этого коридора, постучать в дверь и попасть в тот кабинет?! Человек, оказавшийся там, действительно имеет большие неприятности!

Понадобились годы, чтобы я смог избавиться от некоторых религиозных представлений, сложившихся у меня еще в детстве. Полагаю, что и вам придется произвести много поправок, чтобы получить правильную, Библейскую картину апостола. Вообще говоря, у слова «апостол» есть традиционные религиозные ассоциации, из-за которых в нашем воображении возникает образ хмурого, угрюмого человека из далекого прошлого, с которым лучше не встречаться. Можно с определенностью сказать, что 90 процентов христиан связывают существование апостолов с определенный историческим периодом времени, который был примерно девятнадцать веков назад. Они не готовы к самой мысли, что апостола можно встретить в наше время. Надеюсь, сказанное мною поможет исправить это неверное представление.
 

 

Кто такой апостол?

Давайте поразмышляем над значением слова «апостол», начиная с того, откуда оно взялось в Новом Завете и что оно означало на греческом языке, на котором он был написан. Это греческое слово апостолос, которое имеет очень конкретное значение: «посланный». Многие люди не подозревают, что в некоторых известных местах Нового Завета в оригинале стоит слово «апостол». Например, Иисус сказал в Евангелии от Иоанна 13:16 (выделено автором):

Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник («апостолос») не больше пославшего («апостолос») его.
«Посланник» или «тот, кто направлен» это и есть апостол. Это место Писания подчеркивает тот факт, что основное значение слова «апостол» — это «направленный». В некоторых переводах Библии слово апостолос иногда переводится как «несущий послание». В дальнейшем я покажу, что это довольно неудачный вариант перевода, который несколько вводит в заблуждение. Значение слова апостолос практически соответствует значению более распространенного в современном христианстве слова: «миссионер». Слово «миссионер» происходит от латинского слова, означающего «тот, кто послан». Поскольку слово «апостол» означает «направленный», очевидно, что эти слова очень близки по смыслу. Чтобы лучше понять сущность апостолов, хорошо их соотносить с миссионерами, хотя не все апостолы являются миссионерами, так же, как и не все миссионеры являются апостолами.

Интересно увидеть, сколько раз в Новом Завете встречается слово «апостол». Мы без всяких колебаний используем слово «евангелист» (или «благовестник»), хотя оно встречается в Новом Завете всего три раза. На самом деле в Новом Завете «евангелистом» был назван только один человек — Филипп. В то время как «апостолами» были названы двадцать восемь человек. Многие христиане не допустят даже мысли о том, чтобы назвать так кого-нибудь из ныне живущих служителей.

Когда я только начал свое международное служение, посещая с проповедями разные страны, люди спрашивали меня: «Чем вы занимаетесь?» Я отвечал: «Путешествую и проповедую». Тогда они говорили: «Значит, вы евангелист». Я отвечал: «Вовсе нет!» «Ну, как же? Ведь вы путешествуете и проповедуете». Считалось, что тот, кто путешествует и проповедует — это евангелист. Если же вы не путешествуете и проповедуете, значит, вы пастырь! Было всего два варианта, и, конечно же, такое понимание не соответствует Писанию.
 

 

Кем были новозаветные апостолы?

Четырнадцать человек были названы апостолами до дня Пятидесятницы, и еще четырнадцать человек были названы апостолами в Новом Завете после дня Пятидесятницы.

 

Первый и Совершенный Апостол

Первой Личностью, Которая была названа Апостолом, был Сам Господь Иисус Христос, и это совершенно уместно. Я понимаю так, что Иисус являет совершенный образец любого из пяти основных типов служителей. Он совершенный Апостол, совершенный Пророк, совершенный Евангелист, совершенный Пастырь и совершенный Учитель. В Послании Евреям 3:1 Иисус не только назван Апостолом, но здесь также проливается свет на значение этого слова:

Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника («Апостола») и Первосвященника исповедания нашего (или провозглашения веры), Иисуса Христа.

Иисус назван Апостолом и Первосвященником нашего исповедания. Это разные стороны Его служения. Как Апостол Он был послан Богом в мир для выполнения особого задания, которое никто кроме Него не мог выполнить. Как Первосвященник Он вернулся в присутствие Божье, чтобы представлять тех, кто принял Его земное служение. Как Апостол Он был послан Богом, чтобы нас искупить, как Первосвященник Он вернулся к Богу, чтобы ходатайствовать за нас. Какое замечательное описание труда Христа!

В Евангелии от Иоанна несколько раз упоминается о том, что Иисус был послан, начиная со стиха 10:36. В этом стихе Иисус обращался к иудеям, которые хотели убить Его за заявление о том, что Он является воплощением Бога. Евангелие от Иоанна 10:36 (выделено автором):

Тому ли (Иисусу), Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите…

Отец освятил Иисуса и послал Его в мир. Глагол «послал» по-гречески это апостелло, от которого образовано слово «апостол». Отец освятил (отделил) Иисуса, а затем послал Его в мир, чтобы Он стал нашим Апостолом (т.е. «Направленным к нам»).

 

Ученики как апостолы

В Евангелии от Иоанна 20:21 то же самое говорится о первых учениках:

Иисус же сказал им (Своим ученикам) вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

Во фразе «послал Меня Отец» использовано слово апостелло. Тем самым Иисус сказал: «Отец Мой послал Меня как Апостола. А теперь Я посылаю вас так же, как Меня послал Отец». Таким образом, произошла передача апостольства.

Давайте порассуждаем об этих первых двенадцати учениках, которые стали апостолами. Мы рассмотрим, как произошло их назначение и что при этом было сказано. Евангелие от Матфея 9:36-38:

Видя толпы народа, Он (Иисус) сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а де-лателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
Была нужда в людях, которых можно было бы выслать на жатву, как работников. Именно это Иисус затем и сделал. Евангелие от Матфея 10:1-2,5:
И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии… Сих двенадцать послал Иисус.

Здесь мы снова видим существительное апостолос, переведенное как «апостолы». Кроме того, мы видим глагол апостелло, переведенный как «послал». Обратите внимание, что в первом стихе они названы учениками, но потом они уже названы апостолами. Они были переведены из статуса учеников в статус апостолов, когда были посланы.

Кстати, первая апостольская команда Иисуса вероятно состояла не менее, чем из тридцати человек, включая женщин. Евангелие от Луки 8:1-3:
После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать (учеников), и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие (в греческом оригинале сказано в женском роде: «многие другие женщины»), которые служили Ему имением своим.

Когда команда Иисуса приходила в то или иное селение, его жители видели Церковь в миниатюре, которая состояла из людей обоих полов и из разных социальных и экономических слоев. В миссионерских группах и организациях должно быть максимально возможное разнообразие, чтобы, когда их команды прибудут в чужие страны, местные жители видели истинную церковь. Мне самому довелось быть частью апостольской команды в Замбии с сотрудниками из различных рас и слоев общества, куда входила и моя чернокожая приемная дочь Джессика. Насколько эта команда отличалось от других, когда большинство приезжающих в Африку миссионеров являются белыми! Это произвело совершенно иное впечатление на местное население. Если бы мы не имели такого смешанного состава, то местные жители могли подумать, что христианство это религия Запада или белого человека. Но когда они видят вас, как Вселенскую Церковь в миниатюре, это находит отклик в их сердцах.

Итак, первых апостолов было двенадцать. Но всем нам известно, что Иуда стал предателем. В Писании сказано, что он отпал от апостольства (см. Деян. 1:25). Ожидая движения Божьего в горнице накануне дня Пятидесятницы, апостол Петр заявил собравшимся ста двадцати ученикам о необходимости восстановления этого числа двенадцать. Книга Деяний 1:21-22:

Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
Обратите внимание, что эти первые апостолы должны были быть свидетелями всего земного служения Иисуса со дня Его крещения Иоанном до времени Его распятия и воскресения. Ученики избрали двух человек, которые отвечали всем необходимым требованиям: Иосифа и Матфия. Затем они помолились и бросили жребий, попросив Господа указать того, на кого пал Его выбор. Книга Деяний 1:26:

И бросили о них жребий, и выпал жребий Материю, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

Таким образом, Матфий стал двенадцатым апостолом. У многих людей сложилось впечатление, что это назначение было недействительным, однако в Писании нет ни одного отрывка, которое ставило бы под сомнение законность этого выбора. Напротив, когда Петр собирался произнести свою знаменитую речь в день Пятидесятницы, мы читаем: «Петр же, став с одиннадцатью…» (Деян. 2:14). Остальные одиннадцать были собраны в одну группу, и все они названы апостолами. Итак, мы видим, что Писание подтверждает назначение Матфия. Таким образом, мы имеем Иисуса, первых двенадцать, а затем Матфия — в общем четырнадцать апостолов перед днем Пятидесятницы.

Апостолы после вознесения Иисуса

Все остальные назначения, которые мы рассмотрим в дальнейшем, были сделаны после вознесения Иисуса, а также после дня Пятидесятницы. Это очень важный момент. Павел имел в виду именно эти события, когда в Послании Ефесянам 4:8 цитировал Псалом 67:18:

"Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам".

Обратите внимание, что Иисус дал эти дары людям именно после Своего вознесения. Эти дары перечислены двумя стихами ниже, после вступления, которое мы увидели в начале этой главы. Послание Ефесянам 4:11:

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями…

К этому списку не относятся первые двенадцать апостолов. В данном случае речь идет об апостолах, пророках и остальных служителях, поставленных после вознесения Иисуса. Смысл слов ясен и недвусмысленен.

Теперь посмотрим, кого Новый Завет называет апостолами уже после дня Пятидесятницы. Книга Деяний 13:1-2,4:
В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Си-меон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода чет-вертовластника, и Савл (Павел). Когда они служили Господу и постились, Дух Святым сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их… Сии, быв посланы Духом Святым…

Поиск в Новом Завете апостолов напоминает работу сыщика. Это захватывающий процесс, требующий внимательного изучения, умозаключений и дедукции. Заметьте, что Павел и Варнава были посланы Богом. Затем, в следующей главе, они уже названы «апостолами». Книга Деяний 14:4,14:

Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов…
Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем…

Павел и Варнава стали апостолами в результате того, что они были рукоположены и посланы на выполнение особого задания поместными старейшинами, под водительством Святого Духа. Когда-то у меня было представление, что апостол должен загадочным образом спуститься с небес, уже полностью совершенным. Он должен появиться на сцене, уже полностью готовый к служению. Это представление не соответствует Писанию. Служение должно проходить совершенствование. В Библии описаны многие люди, которые не начинали как апостолы, однако после этого, пройдя испытания в других служениях, они были выдвинуты на уровень апостольства. Это здравый и практический метод продвижения вверх.

Итак, Павел и Варнава стали двумя новыми апостолами после Иисуса и двенадцати. Затем мы видим упоминания еще о двух других апостолах. Павел пишет в Послании Римля-нам 16:7:

Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.

Здесь еще о двух других братьях, Андронике и Юнии, которые были выдающимися апостолами. Наверное лучшим переводом будут слова «известный», «видный». Они были не просто апостолами, а апостолами выдающимися и известными. Кроме того, по всей видимости, они были родственниками Павла, и пришли ко Христу раньше него.

Обратившись к Первому посланию Коринфянам 9:5, мы находим упоминание о других апостолах Нового Завета:

Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

Мы знаем, что Кифа являлось одним из имен Петра. Но заметьте, что в число апостолов Павел включает и «братьев Господних», т.е. братьев Иисуса, состоящих с ним в физическом родстве. Подтверждение этого факта содержится в Послании Галатам 1:18-19:
Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Эти слова указывают на то, что Иаков, брат Господень, признавался апостолом. В Евангелии от Матфея можно найти, сколько физических братьев было у Иисуса. В Евангелии от Матфея 13:55 описано, как жители Назарета, родного города Иисуса, обсуждали Его личность и семью, говоря:

Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
Иаков больше известен как автор Послания Иакова; а Иуда, как автор Послания Иуды. Послание Иуды начинается так, как тогда было принято начинать письма, с имени и харак-теристик автора. Послание Иуды 1:1:
Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова…

Очень интересно, что ни один из физических братьев Иисуса, не ссылался на свое родство с Ним, после Его воскресения. Таким образом, назвавшись «братом Иакова», т.е. второго по старшинству брата в семье после Иисуса, Иуда называет себя «рабом Иисуса Христа». Иаков свое послание начал со слов: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1:1). И действительно, во Втором послании Коринфянам 5:16 Павел пишет:

«Если же (мы) и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем».

После воскресения и вознесения Иисуса кровные отношения «по плоти» не считались важными или дающими какие-то привилегии. Это учит нас о том, какое огромное значения имеют наши теперешние отношения с воскресшим Христом!

Об остальных двух братьях Иисуса не так много известно, но я верю, что, сопоставив эти четыре отрывка Писания, нам станет ясно, что Иаков, Иосий, Симон и Иуда были признаны в ранней Церкви апостолами. Теперь апостолов становится на четыре больше. Теперь рас-смотрим примеры Тита и других. Второе послание Коринфянам 8:23:

Что касается до Тита, это мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это посланники церквей, слава Христова.
Здесь то же самое греческое слово апостолос переведено словом «посланники». Думаю, что переводчики Библии считали, что было лишь двенадцать первоначальных апостолов, ну еще Павел, и на этом все. Что-то удержало их от использования слова «апостолы», однако я не вижу реальной причины не делать этого. Этот отрывок следует читать так: «Это апостолы церквей, слава Христова». Они так названы, потому что каждый из них был послан той или иной церковью. Имена этих людей не названы, однако они упомянуты во множественном числе. Это значит, что их было как минимум двое. Таким образом, у нас есть названный по имени Тит и еще, по крайней мере, двое апостолов.

Что касается Тита, то мы видим в адресованном ему послании, что он выполнял функ-цию именно апостола. Павел пишет ему в Послании Титу 1:5:

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров («старейшин»), как я тебе приказывал.

Как мы видели ранее, Тит исполнял апостольское служение в назначении старейшин в каждом городе. Таким образом, последнее место Писания, вместе со Вторым посланием Ко-ринфянам 8:23, указывает на то, что Павел и другие верующие признавали Тита апостолом. Опять-таки, сопоставив два этих стиха, мы делаем вывод, что речь идет о Тите и, по крайней мере, еще о двух апостолах.

Обратившись к Посланию к Филиппийцам 2:25, мы находим еще одного апостола:

Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника («апостола») и служителя в нужде моей…

Фразу «вашего посланника» следует переводить как «вашего апостола». Епафродит был послан как апостол церковью города Филиппы. Все это ясно указывает на то, что каждый апостол был послан той или иной поместной общиной, и что эти апостолы были связаны различной ответственностью с пославшими их поместными общинами. Например, Павел и Варнава были посланы из церкви Антиохии, Епафродит из церкви Филипп, а «посланники», упомянутые во Втором послании Коринфянам 8:23, были посланы из реальных, но нена-званных поместных церквей.

В Первом послании Фессалоникийцам 1:1 мы находим еще двух апостолов. В те времена довольно часто одно письмо писали двое, трое или более людей, указывая свои имена в качестве соавторов.

Павел и Силуан и Тимофей церкви Фессалоникской…

Силуан — это другой вариант написания имени Сила. Таким образом, это послание было написано тремя авторами: Павлом, Силой и Тимофеем. Обратите внимание еще раз на то, что они сказали о своем коллективном служении. Первое послание Фессалоникийцам 2:6-7:
Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы.
 
По сути, они сказали: «Мы могли бы господствовать над вами и предъявлять к вам требования, потому что мы апостолы, однако мы так не поступили». Мы уже внесли в список апостолов Павла, но здесь мы добавляем туда еще и Силу с Тимофеем. Если мы сложим общее количество всех, кто был упомянут как апостол после вознесения Иисуса, то получим как минимум четырнадцать человек. Вероятно, их было больше, поскольку нам неизвестно, сколько было неназванных апостолов, когда мы посчитали лишь двое, т.е. минимальное ко-личество.

Для многих людей тот факт, что после дня Пятидесятницы в Новом Завете были названы апостолами еще как минимум четырнадцать человек, эта мысль является просто потрясаю-щей! Мы можем видеть, насколько традиционное понимание Писания продолжает доминировать в нашем сознании.

 

Власть апостольского служения

Чтобы детально рассмотреть власть апостольского служения, давайте еще раз вернемся к Евангелию от Матфея 10:1,5:
И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть… Сих двенадцать послал Иисус…
Необходимо подчеркнуть, что апостольская власть исходит от Самого Бога. Иисус дал Своим ученикам власть и силу, а затем послал их как апостолов. Подобным образом и Святой Дух сказал пяти пророкам и учителям в антиохийской церкви в Книге Деяний 13:2:

«Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их».

После поста и молитвы лидеры церкви в Антиохии возложили руки на Павла и Варнаву и «отпустили их» (см. Деян. 13:3). После этого они также стали «посланными», «направлен-ными с определенной целью» или апостолами.

Думаю, будет правильно сказать, что Бог использовал людей как Свои инструменты, чтобы отправить Павла и Варнаву на служение в качестве апостолов. Однако перед этим каждый из них уже получил от Бога свое личное призвание: « Отделите Мне Варнаву и Савла надело, к которому Я призвал (т.е. уже призвал) их». Они получили личное призвание от Господа еще до того, как о них помолились и послали на служение. В тот момент Святой Дух, скажем так, «обнародовал» их призвании и поставил на них печать Своей власти. Хотя церковь может признать и официально одобрить то или иное служение, однако само это служение исходит от Бога.

Полагаю, что эта истина содержит очень важный урок, который касается не только апостольства. За людьми, которые используются в качестве Божьих инструментов, стоит власть Божьего Духа, а за Божьим Духом стоит Глава Церкви, Господь Иисус Христос. По-этому конечная власть в каждом назначении в Церкви, сделанном людьми под вдохновением от Святого Духа, принадлежит Самому Богу. Между Богом и людьми существует взаимозависимость. Кто-то сказал о говорении на иных языках замечательную фразу, которую можно применить и к другим случаям: «Вы не сделаете этого без Бога, а Бог не сделает этого без вас». Это относится ко многим служениям. Мы не можем выполнять их без Бога, а Бог не совершит их без нас. Бог добровольно сделал Себя зависимым от людей в исполнении Своей воли. Поэтому мы смотрим людей, которые являются «Божьими инструментами», и осознаем, что они всего лишь люди, однако мы также должны видеть Всемогущего Бога, Который обладает конечной властью.

Таким образом, в вопросе признания и высвобождения мобильных служений, Бог и церковь должны сотрудничать. Думаю, это явно даже из названия книги: «Деяния апостолов». Некоторые люди скажут, что лучше бы было назвать ее: «Деяния Святого Духа». Мы знаем, что за всеми этими деяниями стоял Святой Дух, но если бы Он не нашел людей, согласных их выполнить, ничего бы не произошло.

У Господа Иисуса есть огромное желание благословлять, исцелять, освобождать и приносить мир, но Он сможет это сделать лишь при условии, что члены Его Тела, Церкви, будут готовы для того, чтобы выполнить это. Церковь заставляла Господа Иисуса Христа ждать на протяжении многих веков, пока, наконец, не начала готовить себя исполнять то, что Он хочет. Моя молитва и мое стремление, чтобы и эта книга помогла нам стать более послушными инструментами в руках Иисуса Христа, для исполнения Его воли. Но, опять-таки, нам следует видеть, что за этими инструментами, которые являются всего лишь слабыми и склонными к ошибкам людьми, стоит Бог, Который наделяет Своей властью Свой народ. Люди являются Божьими инструментами, через которых Он действует на земле.

Интересно, что Павел всегда особым образом подчеркивал, что его апостольство произошло не от человека. Действительно, современники Павла часто ставили под сомнение его апостольство. Мы с вами, наверное, в последнюю очередь стали бы сомневаться в апостольстве Павла! Наверное никто другой, а именно Павел для нас несомненный апостол! Тем не менее, во Втором послании Коринфянам 10:10 критики Павла говорили, что его личное присутствие было «слабым», а речь «незначительной» (буквально «ничтожной»). Он не был проповедником. Могу представить, что Петр был выдающимся проповедником, но Павел не был таким. Многие современники Павла в христианской Церкви пренебрегали им и недооценивали его, и время от времени ему приходилось занимать очень жесткую позицию, за-являя, что он является апостолом не от людей, но от Бога. Давайте рассмотрим всего два таких примера. В Послании Галатам 1:1 он описал себя так:

Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых.
Обратите внимание, он был абсолютно уверен в этом факте, говоря, по сути: «Меня назначил апостолом не какой-то человек. Мое апостольство происходит от Иисуса Христа и Бога-Отца». Кроме того он писал в Первом послании Тимофею 1:1:

Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей.

Возможно, мы никогда не найдем служителя, который не ошибается и которого не за что критиковать, но, в конечном итоге, мы имеем дело не со слугой, а с Богом, Которому он служит. Я вспоминаю, как в 1964 году я оставил пасторство в Сиэтле. Членам нашей церкви было жаль с нами расставаться. В последнее воскресенье один из дьяконов спонтанно предложил: «У меня возникло такое чувство, что нам следует пригласить брата и сестру Принс выйти вперед, чтобы мы могли возложить на них руки и отпустить». Ни я, ни кто-то другой этого не планировали. Но я всегда с благодарностью вспоминаю это событие, потому что так наши прихожане одобрили наше решение, возложили на нас руки и отправили нас на дальнейшее служение. Я почувствовал, что Бог хотел сделать это именно так. И не то, что это сделали какие-то «выдающиеся» лидеры. Честно говоря, это была не слишком хорошая ком-пания дьяконов! В течение двух лет они проходили через молотилку самых серьезных про-блем, через которые только может пройти церковь. Тем не менее, в той ситуации они были Божьими инструментами, и мы почитали их как таковых.

Можно сказать, что об отношении церкви к Богу можно судить по отношению церкви к служителям, данным ей Богом. По сути, христиане ценят Бога не больше, чем они ценят служителей, которых Бог поставил в церкви. Мы видим этот принцип в Книге Судей. Бог через пророчицу Девору призвал Варака, чтобы освободить Израиль от иноземных захватчиков. Он же сказал Деворе: «Я пойду, только если ты пойдешь со мной». В те дни было не принято, чтобы мужчины так себя вели. Девора сказала: «Если я с тобой пойду, то тебе это не принесет славы, потому что Бог использует вместо тебя другую женщину». Так и произошло: Бог использовал Иаиль, жену Хевера Кенеянина, чтобы убить вражеского военачальника (см. Суд. 4:4-22). В Книге Судей содержится широко известная песня Деворы, которую она вос-пела после победы. В ней есть такой стих, Книга Судей 5:23:

Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми.

Это очень серьезное заявление: «Прокляните, прокляните Мероз». Мероз был селением в Израиле. Очень страшно, если в Библии провозглашено и записано проклятие той или иной общине. За что же было это проклятие? «За то, что не пришли на помощь…» не Бараку, а Господу. Другими словами, Господь отождествляет Себя с теми, кто Ему служит. Те, кто не отозвался на призыв Варака и не пришел ему на помощь, не оказали помощь не Вараку, а Господу.

Это же самое не менее справедливо и сегодня. Человек, призванный Богом и действующий в том служении, которое ему дал Бог, является Божьим представителем. То, как к нему относятся верующие, лучше всего показывает их отношение к Богу. Даже если они очень красиво говорят о Боге, их истинное отношение к Нему будет видно в том, как они относятся к служителям, которых Он послал. Нам неизвестны все планы Господа. Апостолу Павлу приходилось постоянно доказывать, что ему дал власть именно Бог, однако Бог использовал его так, как ни одного другого апостола.
 

Апостольские функции

Теперь давайте перейдем к двум основным функциям апостолов: (1) основывать правильно организованные церкви и (2) наводить порядок в уже существующих церквах. Это подтверждается в Послании Титу 1:5, где ему дано задание навести порядок в церквах, находящихся на острове Крит, для чего нужно было назначить пресвитеров. Я бы сказал, что служение апостола включает в себя одно или более служений из других четырех главных служений: пророка, евангелиста, пастыря и учителя. Чтобы навести порядок на таком большом острове, апостолу требовался большой спектр даров, и это показывает нам, насколько широкой должна быть апостольская мантия. Действительно, ему необходимо было действовать во многих ролях!

 

Рождение церквей

Как мы уже видели, задание апостола, как «посланного» или «направленного», состоит в том, чтобы расширять границы Царства Божьего. Человек считающий себя апостолом (т.е. «посланным идти»), который продолжает сидеть на месте, противоречит сам себе. Сущность апостольского служения в движении на новые поля. Я не говорю о том, что апостолу вообще никогда нельзя осесть где-то на длительный срок, но тогда он функционирует уже в роли старейшины. В Первом послании Петра 5:1 написано следующее:
Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых…

Словом «со-пастырь» переведено сложное греческое слово, которое было бы лучше перевести как «со-старейшина». В руководстве поместной церкви никто не выше старейшин. Поэтому апостол является лишь «со-старейшиной». Это не означает, что он не имеет власти. Если апостол, находясь в своем служении, говорит что-то, а вы не прислушиваетесь к нему, то вы горько пожалеете о своем непослушании. Однако это тот род власти, которая действует только тогда, когда другие люди ее признают в своей совести, а не когда она превращается в безоговорочную власть «духовного сверхначальника».

Новозаветные апостолы шли туда, где еще не проповедовалось Евангелие. Там они приводили людей к Господу и основывали церкви, которые затем самостоятельно функционировали. Они практически повсюду, где проповедовали, оставляли после себя утвержденные церкви. Книга Деяний 14:23:

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

Они оставляли за собой не просто группы учеников или молитвенные группы, а утвержденные, организованные поместные церкви.
Но, кроме того, апостолы дают направление церквам, которые появились не в результате их служения. Например, апостол Павел писал римлянам, с которыми лично никогда не встречался (Рим. 1:10-11). В этом послании он дал им много важных и авторитетных наставлений. То же самое мы видим и в письме Павла колоссянам, в котором он указал направление и преподал наставление группе верующих, с которыми он тоже никогда не виделся (Кол. 2:1,5).

Помните, что и Петр, и Павел писали церквам в Галатии. Они не принимали никакого участия в основании этих церквей, но как апостолы они оба применяли в них свою власть. Говоря об этом, я хочу подчеркнуть, что апостол действительно имеет власть в поместных церквах и, прежде всего, в тех из них, которые появились благодаря его служению. Но, кроме того, он обладает властью во всех церквах, в которые его направит Святой Дух.

Во второй главе Послания Галатам мы читаем, что Петр и Иоанн встречались с Павлом и Варнавой, чтобы обсудить суть их проповедей и служения, которое Бог им доверил, а также, чтобы прояснить некоторые непонятные моменты. Послание Галатам 2:7-8:
Напротив того, (Петр и Иоанн) увидев, что мне вверено благовестив для необрезанных, как Петру для обрезанных, ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников…

В 14-й главе книги я говорил, что, по моему мнению, апостолы посылаются скорее к группе людей, чем в географическую местность. Обратите внимание, что апостольство Петра распространялось, в основном, на обрезанных (евреев), а апостольство Павла распространялось прежде всего на язычников, и выходило за пределы церквей, основанных Петром или самим Павлом. Таким образом, истинный апостол обладает властью во всей Вселенской Церкви, независимо от того, были ли он тем, кого использовал Бог для образования данной поместной церкви или нет. Я считаю, это очень правильно, однако нам было необходимо убедиться, что именно так сказано в Писании.

В Первом послании Коринфянам 12:28 перечислены некоторые основные служения в поместной церкви:
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.

Очевидно, что Павел говорил не о Вселенской Церкви, потому что он не включил в этот список служение евангелистов, которые свое основное служение несут за пределами поместной церкви. Таким образом, в поместной церкви установлен определенный порядок власти. Первые — апостолы, вторые — пророки, третьи — учители, четвертыми являются те, кто действует в чудотворении, и пятыми являются те, кто действует в дарах исцелений. Если в поместной церкви присутствует апостол, то его служение имеет преимущество; за ним следуют пророк и учитель. Эти три главных служения являются служениями Слова. Это говорит о том, что служение Божьего Слова имеет преимущество над всеми остальными формами служения. Конечная власть заключена в Слове Божьем и в тех, кто представляют Слово.

Кроме того, обратите внимание, что есть разные уровни апостольства. Это очень важно. Павел сказал: «Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов» (2 Кор. 11:5). Затем, он еще раз использовал этот термин: «У меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов» (2 Кор. 12:11). Ранее мы уже видели, что Андроник и Юния были «прославившимися между Апостолами» (Рим. 16:7). Итак, апостолы бывают «высшими» и «прославившимися» (или «выдающимися»), поэтому очевидно, что есть апостолы «не такие высокие» и «не особо известные». Мы склонны думать, что все апостолы должны быть такими, как Петр или Павел, но это не так. Например, какой-то человек может быть евангели-стом от Бога, но масштабы его служения не будут такими, как у Билли Грэма. Однако это совсем не означает, что он не имеет права называться настоящим евангелистом от Бога. То же самое относится и к апостолам.

 

Распознание лжеапостолов

В заключение этой главы, давайте рассмотрим последний важный момент. Павел говорит об определенных людях, которые появились в церкви Коринфа и выдавали себя за апостолов во Втором послании Коринфянам 11:13-15:

Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

Некоторые люда могут заявлять, что они апостолы, однако на самом деле являться служителями сатаны, а не Христа! Это очень важный и отрезвляющий факт. Эти люди не просто заблуждаются или ошибаются, но действительно являются служителями сатаны. Мы должны научиться их распознавать, иначе мы серьезно пострадаем. Заявки на апостольство должны пройти серьезное испытание. Вспомните о том, как в книге Откровение 2:2 Иисус похвалил церковь Ефеса именно за это:

Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы.

На каждой поместной церкви лежит ответственность испытывать апостолов и принимать только тех, которые соответствуют Писанию. Выдержало ли их служение испытание на практике? Какой образ жизни они ведут? В эти последние дни как никогда важно научиться различать истинное апостольское служение!

В следующей главе я изложу некоторые признаки истинного апостола, знание которых поможет нам испытывать и принимать настоящее служение.