Поддержи любимый сайт.
Роберт Хайдлер: Церковь, которую образовал Господь
15/05/2012
Дерек Принс: Апостолы и старейшины, а не бюрократия
15/05/2012
Показать все

Дерек Принс: Команды апостолов и пресвитеры: две ноги одного тела

Ранее я упоминал поговорку: «Из-за деревьев леса не видно!». Другими словами, полностью погрузившись в детали, можно упустить из виду целое. За многие годы изучения Церкви у меня иногда появлялось такое чувство. В какой-то момент я решил выйти из леса и изучать лес, а не группу деревьев. Я принял решение рассмотреть Церковь как единое целое. Приложив усилия в таком направлении, я обнаружил одну истину, которая полностью перевернула как мой подход к церкви, так и мое понимание Церкви.

Давайте начнем со слов Самого Иисуса, записанных в Евангелии от Луки 6:47-48:

Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен: он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

Надежный дом может быть построен только на крепком основании. Этот образ очень понятен тем, кто жил в Израиле. В Иерусалиме я построил один дом прямо на другом доме, который был сооружен более чем за сто лет до того. Так как первый дом стоял на каменном основании, я смог надстроить три этажа над уже существующими двумя.

Поэтому в шестой главе Евангелия от Луки Иисус говорил о том, с чем были хорошо знакомы Его слушатели. Прежде чем начать строить, вам необходимо докопаться до скалы. То же самое относится и к нам. Если мы хотим построить настоящую церковь, то нам придется упорно работать, чтобы докопаться до Библейской скалы. Необходимо убрать слои предвзятости, традиций и ошибочных учений, чтобы заложить чистый фундамент. Надеюсь, что данная книга будет этому способствовать.

 

Две основные категории лидерства

В Новом Завете (который является нашим крепким основанием) существуют две ос-новные формы лидерства в Церкви: (1) мобильная — апостольские команды, и (2) поместная — пресвитерии или группы пресвитеров, действующие по несколько человек. Мне нравится слово «пресвитер», которое, по сути, является транслитерацией греческого слова пресбуте-рос, что означает «старший» или «старейшина». На Западе с старейшинах мало известно, но в странах Ближнего Востока и Африки они являются основой общества. Поэтому правление старейшин в Новом Завете не было чем-то новым. Божии народ на протяжении многих веков знал, что это такое. Собственно говоря, старейшины представляют собой неизменную форму руководства, начиная с Бытия и заканчивая Откровением.

Фраза «апостольская команда» лишь недавно стали употреблять в Церкви. Тем не менее, апостольские команды являются в Новом Завете столь же основополагающими, как и пресвитерии. Фактически, апостольские команды появились даже раньше пресвитерий. Интересно, что Новый Завет уделяет больше внимания деятельности апостольских команд, чем работе пресвитерии. Во всех четырех Евангелиях основное внимание направлено на апостольскую команду, которой руководил Иисус, тогда как слово «церковь» встречается лишь дважды (см. Мф. 16:18; 18:17). Книга Деяния описывает прежде всего служения Петра, Филиппа и Павла, которые были или евангелистами или членами апостольской команды. В книге Деяния очень мало сказано о том, что делали старейшины. О старейшинах много говорится в новозаветных посланиях, но все- таки и там большее ударение делается на апостольских командах.

В возрождении этих двух форм лидерства (мобильного и стационарного) церковь найдет истинную силу и настоящий порядок. Однако эти главные составляющие лидерства Церкви очень мало понимаемы сегодня. Поэтому мы начнем рассмотрение структуры Церкви с «взгляда на лес» — с общей картины. Если мы получим правильную общую картину, тогда сможем иметь правильное представление и о деталях.

 

Множественность

Первая характерная черта как апостольских команд, так и пресвитерий, заключается во множественности, они всегда состояли из нескольких человек. Вы будете долго исследовать Новый Завет, чтобы найти хотя бы одного апостола, который действовал в одиночку. Как правило, апостолы действовали в командах, и в этих командах было гораздо больше людей, чем мы готовы предположить. Верю, что пресвитерии (т.е. пресвитерские управления) всегда было множественными. Само греческое слово «пресвитерия» указывает на множественное число, поскольку это собирательное существительное.

 

Суверенность

Вторая характерная черта заключается в том, что и те, и другие были суверенными, но не независимыми. Надеюсь, вы понимаете, что можете быть суверенным, но не независимым. На самом деле, каждый член Тела Христова суверенен. Он несет ответственность за свою соб-ственную жизнь, и есть сферы, в которых никто не имеет права что-то навязывать и диктовать ему. В то же время, никто из нас не является независимым от других членов Тела.

 

Взаимозависимость

Это подводит нас к третьей характеристике: оба служения взаимозависимы. В качестве примера давайте, прежде всего, рассмотрим тот факт, что апостолы назначали пресвитеров. В Книге Деяний 14:14 сказано: «Но Апостолы Варнава и Павел…» Варнава и Павел были апо-столами, и в 23- м стихе о них же сказано следующее:

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
Итак, пресвитеров назначали именно апостолы. В Новом Завете нет свидетельств тому, что пресвитеров назначали не апостолы, а кто-то другой. Павел написал в Послании Титу 1:5:

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал.

Пока не назначены пресвитеры, чего-то не хватает. Не верю, что церковь будет церко-вью, если не будет пресвитеров. Более того, как мы видели в 14-й главе Книги Деяний, назначение пресвитеров является ключевым моментом в превращении групп учеников в церкви. Тит, как уполномоченный представитель Павла, назначал старейшин на Крите, и это снова указывает на то, что назначение пресвитеров является обязанностью апостолов. Схема ясна: апостолы назначают пресвитеров.

С другой стороны, именно пресвитеры посылали апостолов. Книга Деяний 13:1-3:
В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Си-меон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода чет-вертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святым сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

Эти люди составляли лидерство данной поместной церкви и, по всей вероятности, функционировали в качестве старейшин. Являясь старейшинами, они от Духа Святого по-лучили водительство на то, чтобы послать Савла (Павла) и Варнаву на служение за пределами поместной церкви. С этого момента Павел и Варнава стали называться «апостолами». Инте-ресно, что Павел не был апостолом, пока не был послан церковью Антиохии. Я вернусь к этой теме, когда мы подойдем к определению слова «апостол».
Эту взаимную власть апостолов и старейшин я называю «циклом воспроизводства», о чем мы будем подробнее говорить в 15-й главе. Апостолы назначают старейшин, а старей-шины посылают апостолов; нет независимых служений. Я верю, что такой порядок установил Бог, а также считаю, что Бог всегда создает такие связи в Теле. Он не хочет, чтобы кто-либо был полностью независимым.

 

Зависимость от Божьей благодати

Как апостольские команды, так и пресвитерии зависят от Божьей благодати. Люди по-стоянно стремятся найти некую систему, которая избавит их от необходимости полагаться на Божью благодать, но без неё разрушится даже самая лучшая система. Поэтому, когда появ-ляются проблемы, не всегда в этом виновата система, не обвиняйте во всем ее, а лучше про-верьте, пребывают ли люди в Божьей благодати. Даже благополучие в семьях христиан за-висит от Божьей благодати. Опять-таки, Бог именно так все устроил, потому что не хочет, чтобы мы были независимы от Него.

 

Направляемые Святым Духом

Кроме того, каждая из этих групп служителей может эффективно действовать только будучи направляемы Святым Духом. Чтобы пресвитерии и апостольские команды действо-вали правильно, необходима не только благодать, но и Святой Дух. Быть направляемыми Духом и находиться под благодатью — понятия, которые очень тесно связаны друг с другом, поскольку именно Святой Дух является Духом благодати. Книга Деяний 13:2:

Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
Обратите внимание на важную деталь: когда они служили Господу, Святой Дух сказал: «Отделите Мне…» Мы редко думаем о Святом Духе как о «Господе». Иисус является Госпо-дом над Церковью, а Святой Дух Господь в Церкви. Поэтому все в ней зависит от Святого Духа.

О втором миссионерском путешествии Павла мы читаем в Книге Деяний 16:6-10:
Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.

Апостолы всегда получали направление от Святого Духа, даже в том, чего им не сле-довало делать! Кроме того, заметьте, что это видение Павлу, надо понимать, пришло от Святого Духа. Это был важный момент в истории Церкви, ведь именно тогда Евангелие впервые пришло из Азии в Европу! Святой Дух показал Павлу, в каком направлении теперь должно распространяться Царство Божье, которое, в конечном итоге, охватило всю Европу и Запад.

Принцип нахождения под водительством Святого Духа находится в Послании Римлянам 8:14, которое является одним из ключевых мест Писания в моей жизни:
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

Греческое слово, переведенное как «сыны», означает зрелых сыновей, а не детей. Вы становитесь дитем Божьим благодаря рождению свыше, однако затем вы взрослеете и ста-новитесь зрелым сыном через водительство Святого Духа. Многие люди, которые были рождены Святым Духом, не подчиняются водительству Святого Духа и потому никогда не достигнут духовной зрелости. В греческом оригинале слово «водимые» стоит в настоящем продолжительном времени: «Ибо все, постоянно и регулярно водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Недостаточно водить «шапочное знакомство» со Святым Духом, ограничи-вающееся утренним служением в воскресном собрании. Чтобы быть сынами Божьими, мы должны иметь постоянные и круглосуточные взаимоотношения со Святым Духом.

Историю Церкви упрощенно можно представить таким образом: мы потратили девят-надцать столетий, пытаясь найти безопасную систему, при которой нам не нужно было бы зависеть от Святого Духа. Однако мы не должны быть водимы какими-то принципами и по-нятиями. Мы должны быть водимы Святым Духом. Возможно, вы спросите: «А разве у Бога нет принципов и понятий?» Конечно, есть. Но мы не настолько умны, чтобы знать, какой принцип или понятие применять в той или иной ситуации. Мы должны полагаться на Святой Дух, однако наша ветхая природа всегда болезненно воспринимает это. Закон или система это как карта, которая говорит, куда двигаться дальше. Ветхая природа говорит: «Дайте мне карту, и я доберусь сам, куда надо. Я сам неглупый». Однако спустя некоторое время, темной, дождливой ночью, когда вы запутались в своей карте, вам в ухо шепчет мягкий голос: «Можно тебе помочь?» Это Святой Дух хочет провести вас туда, куда вы никогда не попадете с помощью одной лишь картой.

 

Взаимодействие с пророками

Наконец, апостольские команды и пресвитерии взаимодействуют с пророками. Ранее мы уже обращали внимание на то, что старейшины, описанные в книге Деяния 13:1, были пророками и учителями. В Послании Ефесянам 2:19-20 мы читаем:
Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа крае-угольным камнем.

Здесь говорится не о ветхозаветных пророках, поскольку первыми упомянуты апостолы. Павел осознавал, что для рождения церкви необходимы как апостолы, так и пророки. Пророки участвуют в основании церкви и поэтому взаимодействуют как с апостольской командой, так и с группой пресвитеров. В одной из последующих глав мы подробно рассмотрим служебный дар пророка.

 

Основные задачи и место деятельности групп служителей

Есть некоторые важные различия в задачах и поле деятельности, которые стоят перед апостольскими командами, и в задачах и поле деятельности пресвитерий. Прежде всего, пресвитерии действуют в определенной местности. Если какой-то человек был старейшиной в Коринфе, и переселился в Рим, то он не становится автоматически старейшиной в Риме. Церковь в Риме не обязана предоставлять ему статус старейшины. Однако если человек яв-ляется апостолом, то он будет апостолом везде. Это же относится и к другим мобильным служениям: пророкам, евангелистам и учителям. Апостольские команды могут действовать в любой части Тела Христова, и их церковный приход — это весь мир. Это действительно так, поскольку основная задача апостола — это расширять границы Божьего Царства.

Основная задача пресвитерий состоит в поддержании порядка в поместной церкви и ее защите через управление, как об этом написано в Первом послании к Тимофею 5:17:
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
Старейшины начальствуют, управляют и ведут за собой. Апостольские команды вносят свой вклад в пресвитерию, но, опять-таки, их основной упор сделан на расширении границ Божьего Царства. Старейшина призван к тому, чтобы привести своих людей к духовной зрелости, миру и порядку. Апостол призван к тому, чтобы распахивать для Евангелия новые поля. В каждом из них живут совершенно разные стремления: апостол думает о расширении, а старейшина о сохранении.

Чтобы описать сердце апостола, позвольте мне привести несколько мест Писания. Книга Деяний 1:1-2:
Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся (на небеса), дав Святым Духом повеления Апо-столам, которых Он избрал…

Обратите внимание, кому Христос дал повеления. Он дал повеления не всей Церкви. Он дал их конкретным людям — апостолам. Теперь давайте рассмотрим эти повеления, и вы поймете сущность апостольского служения. Евангелие от Матфея 28:18-19 (выделение до-бавлено автором):

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы.
Служение апостолов — это «идущее» служение. Иисус сказал: «Идите ко всем наро-дам», а затем добавил: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (стих 20). При каком условии Христос будет с нами? Если мы пойдем! Он не обещал быть с нами, если же мы будем сидеть. Более того, слова «до скончания века» означают, что у Него нет другой программы или запасного плана! В параллельном месте в Евангелии от Марка 16:15-17 говорится об этом же:

Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения…

Наверное, вы слышали такие жалобы: «Господь, нас не сопровождают знамения!» Дело в том, что Иисус обещал это только тем, кто будет идти! Возможно, вы слышали поговорку: «Трудно сопровождать припаркованную машину». Значительная часть Тела Христова это «припаркованная машина». Она стоит на автостоянке у церковного здания, и не движется ни к какой цели.
Сердца апостолов должны стремиться к новым полям!

Послание Римлянам 15:20:
Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании…
 
Первое послание Коринфянам 3:10:
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем.
Заметьте, в этих местах Писания указано, что Павел закладывал основание там, где еще не было известно имя Христово. Затем старейшины строили на этом основании среди тех, кто был поручен их опеке в их собственном городе. В этом и заключается различие между апо-столами и пресвитерами.

 

Порядок власти в поместной церкви

В Первом послании к Коринфянам 12:28 четко описывается порядок власти в поместной церкви:
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцеле-ний…

Есть много церквей, которые никогда не видели чудес или даров исцелений, и одна из причин этого в том, что у них нет апостолов. Относительно апостолов, пророков, учителей говорится «во-первых… во-вторых… в-третьих…» — эти три служения указаны в порядке власти. А наделены этой властью эти три служения в первую очередь потому, что им вручено Слово Божье. Тем, кто вовлечен в служение чудес или исцелений, необязательно слишком много пребывать в служении Слова. Честно сказать, некоторым людям, имеющим дар чудо-творений, лучше было бы вообще не пытаться учить.

Апостолы являются старшими служителями Церкви. Однако в большинстве случаев им не следует переступать суверенность власти поместных пресвитерий. Даже тот факт, что они являются старшими членами Тела, совсем не означает, что они могут входить в любую по-местную церковь и наводить порядки среди ее членов. Это противоречит духу и этике Нового Завета. На самом деле, апостолы Нового Завета намного чаще увещевали людей сделать что-то, чем повелевали.

Кроме того, обратите внимание, что апостолы, посылаемые от церквей на служение, после выполнения своей задачи возвращались в церкви, которые их послали, и отчитывались перед ними. Они находились под властью этих поместных церквей. Они были не повелите-лями над церквями, а их уполномоченными посланниками. В 13-й и 14-й главах Книги Деяний описано первое миссионерское путешествие Павла и Варнавы, завершив которое они (14:26)…

…отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.

Как они были преданы благодати Божьей? Возложением рук братьев, которые были лидерами в церкви города Антиохии. Обратите внимание, что апостолы были преданы Богу на дело или для определенного задания. Выполнив задание, для которого они были преданы Богу, они вернулись в поместную церковь, чтобы отчитаться в проделанной работе. Книга Деяний 14:27:
Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними, и как Он отверз дверь веры язычникам.

Это очень отличается от той картины апостольского служения, которую сегодня неко-торые пытаются нам навязать. Апостол это не духовный диктатор и не царь, который не дает отчет в своих действиях никому. Это не тот, кто возлагает люди на людей и говорит, что им следует делать. Напротив, он является, так сказать, результатом движения Духа Божьего в поместной церкви. Его посылает поместная церковь с возложением рук лидеров. Он идет для выполнения определенного задания, а затем возвращается в посылавшую его церковь и от-читывается перед ней о своей работе. Он подчиняется дисциплине Тела Христового, которое представлено поместной церковью, которая посылала его. Это жизненно важный принцип. Полностью противоречит Писанию то, когда люди ходят сами по себе, там, где им захочется, когда их никто не посылал, когда их никто не уполномочивал, когда они никому не подот-четны, и заявляют, что они апостолы и имеют власть. Это полностью противоречит духу и букве Писания. Для меня ясно, что эта ситуация требует изменения, и я в Новом Завете нахожу образец как делать это.

Заметьте, принцип взаимозависимости членов Тела Христова применим и к власти апостолов. Поместная церковь посылает апостола, наделяя его большой властью, однако этот же апостол подотчетен в своих действиях перед теми, кто знает его лучше всего. Он уезжает в отдаленные города и страны, однако он имеет свой «базовый духовный дом», который обя-зывается осуществлять опеку над ним. Апостол является «высоким» даром, который Христос напрямую даровал Церкви, но, тем не менее, ему следует ходить в смирении, служа людям. Он действует с огромной властью, однако никогда не в одиночку, и всегда корректируем и подотчетен своим братьям. Такому человеку можно доверять!

 

Четкий баланс

Различия между группой пресвитеров и апостольскими командами можно суммировать так: местные/мобильные, сохранение/расширение и руководить/идти.

Большая часть процесса наставничества, описанного в Новом Завете, происходила среди апостольских команд во время практического служения, как например, в командах, которые были у Иисуса или у Павла. Это крайне важно увидеть, поскольку обучение, в отрыве от реалий повседневной жизни, может не принести таких плодов, какие были у Ранней церкви в Новом Завете. Сначала церковь появилась в передвижном виде, и только потом в стационарном. Это действительно революционная мысль, но я считаю, что Церкви нужна именно революция! Мы привыкли воспринимать церковь как группу людей, которые пару раз в неделю встречаются в одном особом здании, а сами живут в своих домах. Однако в самом начале Иисус явил людям церковь как мобильную апостольскую команду. Нам нужно вернуться к первоначальному представлению о церкви, прежде всего как о мобильной, и только затем как о стационарной, и тогда произойдет великая революция.

В современной Церкви, как правило, 95 процентов внимания и сил обращены на со-хранение, а только 5 процентов на расширение. Таким образом, даже если бы все заплани-рованные мероприятия современной Церкви увенчались полным успехом, общий результат был бы ничем иным, как явным провалом. Вас это не шокирует? Надеюсь, что да! Например, я бы не хотел заниматься программой, которая явно обречена на провал. Нам следует распре-делить силы пополам: 50% на расширение и 50% на сохранение, тем самым приводя в баланс выполнение Великого поручения и заботу о своих городах и семьях.

Позвольте поделиться образом, который, как я верю, мне дал Господь. Апостольские команды и пресвитерии являются двумя ногами, с помощью которых передвигается Тело Христово. Если одна нога короче другой, то тело не может действовать успешно. Конечно, в теле есть много других членов, но ни один не может заменить ноги. Две эти ноги должны быть одинаковой длины, неся на себе одинаковую тяжесть.